Искусство боя — в первую очередь умение владеть дистанциями, менять направление, маскируя действия, выходить на нужную линию атаки, использовать маневр противника. Необходимо почувствовать, что бой — это не серия ударов, а совокупность ударов и возвратов, вписанных в перемещения. Таким образом, сам стиль перемещения уже задает технику.
Огромное значение в начале боя имеет непрерывность движений в связке. Человек рефлекторно реагирует на удары и на смену ритмов боя. Чтобы достичь непрерывности, следует представить контакт с противником не как конечную цель, а как промежуток между ударом и возвратом.
При работе в круге основным принципом движения (на этапе обучения) является выход на возврате в каждой из атак на следующего противника. Таким образом, не нужно думать об ударе или защите (о том, с кем мы работаем на данный момент), а нужно постоянно сдвигать внимание вперед во времени, «ища» следующего противника. Сама работа должна быть подсознательной, а сознание необходимо переключить на управление маневром. В обычной жизни все получается наоборот — отсюда хаотичность движений.
Боец должен фиксировать внимание (но не взгляд) на следующем противнике и ставить ногу для атаки на него еще в процессе предыдущего удара. Бой похож на шахматный блиц, где нельзя думать только о текущем ходе, но и нельзя предвидеть партию на пять шагов вперед. Сложность состоит в том, что в бою все фигуры (противники) движутся одновременно, и все могут оказаться «ферзями» (главными).
Разработка программы боя должна заключаться только в выборе направления маневра и направления вращения. Ритмическая организация боя строится на исполнении песни. Вне исполнения наступает хаос ритмов, и уже не мы, а нам диктуют движения. Однако свои ритмы надо постоянно менять, иначе «подловят».
Освоив технику движения, боец целиком переходит на интуитивную работу. Как говорилось в старом «Заговоре ратного человека, идущего на войну»: «И будет тебе: топор не в топор, бердыш не в бердыш, пищаль не в пищаль, татарская пика не в пику. Кручусь, верчусь, от топоров, бердышей, пищалей, пик, бойцов, борцов, татарской силы, казанской рати, черных Божьих людей. Отмахнусь по сей век, по сей час и по сей день» (См.: Сахаров И. Сказания русского народа. СПб.: А. С. Суворин, 1885).
Полезно рассматривать (в первую очередь в методике тренировок) защиту в сочетании следующих трех фаз:
1. Боец увидел удар в стадии подготовки (ее может и не быть). Можно уйти или упредить, можно дождаться удара, уклониться и использовать энергию удара.
2. Удар обнаружен бойцом в процессе его выполнения — можно успеть защититься или уйти.
3. Боец вообще не увидел удара — его успех будет зависеть от должной расслабленности, правильности маневра, умения принять удар и умения выходить из-под возможного удара.
На определенном уровне подготовки третья фаза переходит в первую-боец упреждает и те удары, которые видит, и те, которые не видит, После защиты всегда должна следовать контратака. Маневры должны быть таковы, чтобы никто из противников, находящихся вокруг, не мог предугадать, кто будет объектом следующий атаки. Можно опередить любое число противников, если каждого из них опередить хоть на мгновение. Опережение возможно в первую очередь на возвратах.
Таковы некоторые особенности русского рукопашного боя, которые желательно использовать во время практических занятий. Некоторые положения учебного пособия целесообразно включать в теоретические беседы с занимающимися в начале или в конце занятия.